Правительство приняло госпрограмму по развитию электротранспорта до 2025 года. За пятилетку долю общественного электротранспорта планируют увеличить до 30 процентов.
Уходящая неделя ознаменовалась важным событием для машиностроителей: в Правительстве утвердили комплексную программу развития электротранспорта на будущие пять лет. Документ направлен на разработку новых видов экологических авто, компонентов и создание их производств. Широкое использование и расширение производства электротранспорта позиционируются как один из ключевых элементов в программе социально-экономического развития страны на будущую пятилетку. За этот период предусматривается увеличить экспортную долю инновационных машин, а также расширить их ряд на внутреннем рынке, эффективно увязать производственно-технологические процессы с развитием зарядной инфраструктуры и совершенствованием системы энергоснабжения. О том, как будет развиваться новое направление в машиностроении, корреспонденту «Р» рассказал первый заместитель министра промышленности Сергей Гунько.
Программа развития электротранспорта на 2021—2025 годы направлена на создание новой динамично развивающейся сферы экономического роста в машиностроении. За пять лет в стране предполагают создать условия для производства, увеличения количества используемых транспортных средств на электрической тяге, расширения инфраструктуры электротранспорта и минимизации негативных влияний на экологию. В рамках программы будут решать задачи по организации производства электротранспорта, его базовых компонентов и элементов инфраструктуры и их максимальной локализации, а также по созданию соответствующей инфраструктуры, в том числе электрозарядных станций, с ее оптимальным размещением и учетом специфики потребителей (общественный пассажирский и грузовой, персональный электротранспорт), по минимизации экономических, экологических, социальных рисков и многое другое.
В основу программы входит две подпрограммы. Первая — «Производственно-технологическая база электротранспорта». Ее цель заключается в создании научных предпосылок и производственной базы для роста числа применяемых транспортных средств на электрической тяге в стране. Вторая — «Создание зарядной инфраструктуры для электротранспорта», благодаря которой появится развитая сеть ЭЗС, обеспечивающая предоставление качественных и доступных услуг по зарядке электромобилей с удобным местоположением и удалением.
Также в рамках программы запланированы создание опытного экспериментального производства средств электротранспорта, разработка госстандартов в этой области, улучшение условий кредитования приобретения электромобилей, реализуемых официальными дилерами физическим лицам на территории Беларуси, освобождение участников дорожного движения на электромобилях от взимания платы за пользование парковками, находящимися в коммунальной собственности.
Первый заместитель министра промышленности Сергей Гунько обратил внимание на то, что программа будет в первую очередь нацелена на расширение и внедрение электрического общественного транспорта. Для реализации программы был создан инновационно-промышленный кластер «Электротранспорт». В его состав вошли такие компании, как МАЗ, БЕЛАЗ, МТЗ, «Белкоммунмаш», «Могилевлифтмаш», «Измеритель», ОИМ НАН Беларуси, БНТУ, «ЭТОН-ЭЛТРАНС», «КЕЙДЖИ ИМПЕКС».
— Главными задачами кластера являются обеспечение производства и разработки новых конкурентоспособных видов электротранспорта и компонентов. Также его участники будут заниматься координацией эффективного взаимодействия в научно-технической, образовательной и производственной сферах. В дальнейшем действия кластера будут направлены на обеспечение безусловного и качественного выполнения положений программы.