МАЗ решил зайти в Россию со своими мусоровозами – в чем их сила. Обзор линейки и немного истории

Минский автозавод собирается побороться за рынок мусоровозов в России. Белорусы создали новую линейку техники. В авангарде пойдет мусоровоз МАЗ-5907C2 с 17-кубовым кузовом и целым списком ноу-хау – его премьера состоялась в рамках выставки Wasma-2022, проходившей на этой неделе в Москве.

Wasma – это международная выставка оборудования и технологий для утилизации отходов и очистки сточных вод, которая ежегодно собирает ведущих производителей и поставщиков оборудования и техники для обращения с ТКО. Экспозиция выставки охватывает полный цикл обращения с отходами, от сбора, транспортировки и сортировки до утилизации. Минский автозавод впервые представил в рамках Wasma свою линейку техники для вывоза бытовых и промышленных отходов.

Правда, на стенде ОАО “МАЗ” – УКХ “БЕЛАВТОМАЗ” демонстрировался только один экспонат – мусоровоз МАЗ-5907C2 нового поколения с 17-кубовым кузовом и грузоподъемностью 7500 кг. Однако участники и посетители выставки имели возможность познакомиться со всем модельным рядом белорусской спецтехники для вывоза ТКО, который сегодня включает в себя почти два десятка машин грузовместимостью от 6 до 34 куб.м.

Такая разнообразная линейка позволяет предложить заказчику комплексное решение по уборке бытовых отходов как в крупных мегаполисах, так и в средних городах, а также в малых населенных пунктах – этот немаловажный факт отметили российские эксперты. Еще одно несомненное достоинство белорусских мусоровозов – выигрышное соотношение “цена – качество”.

Как все начиналось: факты из истории

Мусоровозы различных производителей на шасси МАЗ давно уже примелькались на улицах городов и поселков. Но сам Минский автозавод выпуском такой спецтехники всерьез занялся относительно недавно – первая модель мусоровоза полностью собственной разработки и производства была представлена только в 2012 году.

Это был мусоровоз МАЗ-6902В5-010 “Сапфир” с 24-кубовым кузовом и задней загрузкой на шасси МАЗ-6312В5 (6х4) с 310-сильным мотором ЯМЗ-536 (Евро-4). Его выпуск (впрочем, как и всех других мусоровозов) начался на заводе “Могилевтрансмаш”, который к тому моменту уже являлся филиалом ОАО “МАЗ”.

Вообще мусоровозы на “Могилевтрансмаше” изготавливали уже с конца 2000-х, но оборудование монтировалось российского производства. Например, выпускались вот такие МАЗ-5902A2-390 с 18,5-кубовым кузовом и боковой загрузкой на шасси МАЗ-5337A2 с 230-сильным двигателем ЯМЗ-6563.10 (Евро-3). Надстройка была покупной – КО-449-33 производства завода “Коммаш” (Мценск).

Вот такой МАЗ-4903A2-390 с боковой загрузкой имел кузов вместимостью 10 куб.м и мог вывозить до 3550 кг отходов. Мусоровоз базировался на шасси МАЗ-457043 со 155-сильным двигателем ММЗ Д-245.30E3. Надстройка КО-449-17 также поставлялась из Мценска.

Но с 2012 года основную ставку “Могилевтрансмаш” стал делать все же на собственные разработки. За первым 24-кубовым “Сапфиром” последовали другие модели мусоровозов, в том числе поменьше, более приспособленные к работе в плотной городской застройке.

С 15-кубовым кузовом и задней загрузкой была разработана модель МАЗ-5903B2-010 полной массой 20.500 кг, базировавшаяся на шасси МАЗ-5340B2 с 240-сильным двигателем ЯМЗ-5363 (Евро-4).

Появился вот такой МАЗ-490743 с боковой загрузкой и 13-кубовым кузовом на шасси МАЗ-438043 с двигателем ММЗ Д-245.30E3 (Евро-3). Сегодня завод производит модификацию МАЗ-4907C0 “Сапфир” на новом шасси МАЗ-4381C0 с двигателем ЯМЗ-53423 (170 л.с., Евро-5). Полная масса мусоровоза – 12.500 кг; масса загружаемых бытовых отходов – 4300 кг.

На этом же шасси в Могилеве выпускается мусоровоз с задней загрузкой МАЗ-4901C0-030 “Сапфир”. Он оснащен кузовом вместимостью 10 куб.м и может перевозить 3700 кг бытовых отходов.

С такой же надстройкой “Могилевтрансмаш” разработал мусоровоз, работающий на компримированном природном газе (метане) – МАЗ-4901C4. Конструкторы применили шасси МАЗ-4381C4 с газовым двигателем ЯМЗ-53414 CNG мощностью 170 л.с. Заправочный объем газовых баллонов – 2х210 л. Запас хода – 300 км. Продолжительные испытания в подразделениях компании АО “Молдовагаз” показали, что затраты на эксплуатацию данного мусоровоза практически вдвое ниже по сравнению с машинами, оснащенными дизельными моторами. Правда, из-за большого веса баллонов грузоподъемность модели снизилась с 3700 до 3000 кг.

А самый компактный могилевский “Сапфир” – это МАЗ-4905C0 с кузовом вместимостью 6 куб.м. Его грузоподъемность по ТКО составляет 1600 кг, полная масса – 10.100 кг. В качестве базы используется шасси МАЗ-4371C0 со 170-сильным двигателем ЯМЗ-53423 (Евро-5).

Европейский след

В середине 2010-х МАЗ прорабатывал возможности стратегического партнерства с европейскими производителями коммунальной техники.

Совместно с голландской компанией GeesinkNorba Минский автозавод разработал и в 2016 году изготовил два премиальных мусоровоза с задней загрузкой – МАЗ-590314-N10 и МАЗ-690GB5-N10. Обе новинки отличались мощным прессом, способным утилизировать на месте практически любые крупногабаритные предметы – старую мебель, непригодные к использованию европоддоны и даже железнодорожные шпалы. Если в обычных мусоровозах коэффициент уплотнения варьируется от 2,5 до 6 единиц, то у GeesinkNorba он достигал рекордной “семерки”. Голландцы гарантировали безупречную работу своих надстроек в течение 15 лет.

Модель МАЗ-590314-N10 имела 15-кубовый кузов и грузоподъемность 7500 кг. Мусоровоз базировался на шасси МАЗ-534014 с 285-сильным двигателем Mercedes-Benz OM 906LA.IV и АКПП Allison 3000.

Для модели МАЗ-690GB5-N10 использовалось шасси МАЗ-6312B5 с 330-сильным двигателем ЯМЗ-536 и коробкой передач ZF 9S1310TO. Вместимость кузова составляла 22 куб.м, грузоподъемность мусоровоза – 15.000 кг.

Тогда же появился еще один премиальный мусоровоз – МАЗ-5903B2-F10 с немецкой надстройкой FAUN Variopress 514. Кузов имел вместимость 14 куб.м, грузоподъемность составляла 6200 кг, мусор уплотнялся с коэффициентом 1:7. Шасси было выбрано вполне обычное – МАЗ-5340B2 с 240-сильным мотором ЯМЗ-5361.10 (Евро-4).

По разным причинам ни один из этих проектов претворить в жизнь так и не удалось…

Современный уровень

Самыми востребованными в настоящее время мусоровозами “Могилевтрансмаша” являются модели с задней загрузкой и 17-кубовыми кузовами новой серии 012 на шасси МАЗ-5340 – 5904C2-012 и 590425-012.

Новые мусоровозы “Могилевтрансмаша” отличают сниженная масса надстройки (за счет эллипсовидной формы кузова без дополнительных ребер жесткости и применения в ответственных местах конструкции износостойкой стали Hardox400(450) и высокопрочной S700), уменьшенный габарит по высоте, двухконтурная система гидрооборудования (отдельные гидролинии на контур прессования и контур работы с опрокидывателем), возможность работы с контейнерами в соответствии со стандартом ЕN840 (от 0,12 до 1,1 куб.м). Коэффициент прессования 1:6. Вместимость загрузочной емкости заднего борта – 1,8 куб.м. Грузоподъемность опрокидывателя – 700 кг.

Мусоровоз МАЗ-5904C2-012 базируется на шасси МАЗ-5340С2 с усиленными рессорами и 13-тонным задним мостом, которое оснащается 240-сильным двигателем ЯМЗ-53653 и коробкой передач ZF 9S1310TO. Масса загружаемых бытовых отходов – 7500 кг. Полная масса автомобиля – 20.500 кг.

Базой для модели МАЗ-590425-012 послужило шасси МАЗ-534025 с 270-сильным двигателем “МАЗ-Вейчай” WP7.270E51 и такой же МКПП. Грузоподъемность – 7300 кг. Данный мусоровоз имеет оптимальные габариты для работы в городских условиях: его длина – 8450 мм; ширина – 2550 мм; высота – 3550 мм. Колесная база – 4000 мм.

Мусоровозы оснащаются малой кабиной типа 6501 (по желанию заказчика она может быть двух- или трехместной). В стандартное оснащение входят кондиционер, магнитола и камера заднего вида. Окончательная комплектация – по выбору заказчика.

Чуть больше года назад “Могилевтрансмаш” выпустил модификацию мусоровоза МАЗ-590425-012С с КМУ для обслуживания заглубленных контейнеров. Это так называемая финская технология сбора мусора, которая начала применяться в Могилеве. Контейнеры в данном случае размещаются в заглубленных в земле колодцах. Тем самым отходы не промерзают и не портятся, а запах не проникает наружу. Благодаря большей вместимости один такой контейнер заменяет несколько обычных мусоросборников.

Крано-манипуляторная установка на МАЗ-590425-012С установлена на крыше кузова. Такое решение позволило сохранить его размеры и вместимость. Правда, с внешней стороны по бокам для усиления пришлось добавить по одному ребру жесткости.

Новые мусоровозы МАЗ-5904C2/25 также могут быть оснащены портальным опрокидывателем для загрузки ТКО и промышленных отходов из типового бункера-накопителя (“лодочка”) шириной 1850 мм. Грузоподъемность портала – 3000 кг, масса оборудования – 550 кг.

Представленный в Москве мусоровоз МАЗ-5907C2 отличается не только установкой КПП Fast Gear 9JS135TA вместо ZF, но, как рассказали Автобизнесу на Минском автозаводе, также имеет несколько важных конструктивных улучшений. Так, например, гидроцилиндры подающей плиты вынесены на внешнюю сторону заднего борта – такое решение позволяет повысить усилие прессования на 15-20%. Увеличен угол наклона прессующей плиты, что обеспечило более плавное затягивание мусора – теперь плита будет меньше изнашиваться. Применена новая система взвешивания контейнеров.

Тяжелый класс

Мусоровозы с задней загрузкой на трехосных шасси МАЗ выпускаются двух типов – с кузовами вместимостью 22 и 24 куб.м.

22-кубовые модели МАЗ-6904C3-015 и МАЗ-6904C5-015 имеют грузоподъемность (полную массу) соответственно 9600 и 15.000 кг (26.500 и 33.500 кг). Габаритные размеры у них такие: длина – 9500 мм; ширина – 2550 мм; высота – 3800 мм.

24-кубовые мусоровозы МАЗ-6902C3-011 и МАЗ-6902C5-011 рассчитаны на грузоподъемность (полную массу) соответственно 10.000 и 15.000 кг (26.500 и 33.500 кг). Они на 200 мм длиннее при таких же ширине и высоте.

Модели 6904C3 и 6902C3 базируются на шасси МАЗ-6312С3, которое оснащается 270-сильным двигателем ЯМЗ-53623 и коробкой передач ZF 9S1310TO.

Модели 6904C5 и 6902C5 выпускаются на шасси МАЗ-6312С5 с двигателем ЯМЗ-53603 мощностью 330 л.с. и такой же коробкой передач ZF.

Контейнерные “Сапфиры”

Кроме того, “Могилевтрансмаш” выпускает контейнерные мусоровозы с портальным механизмом погрузки и крюковыми погрузчиками (“мультилифт”), которые в том числе могут использоваться для сбора и транспортировки крупногабаритного строительного мусора.

Бункерный мусоровоз МАЗ-4906 на шасси МАЗ-4381 может перевозить открытый или закрытый контейнер вместимостью 8 куб.м. Грузоподъемность данной модели – до 5500 кг.

Могилевские “мультилифты” предназначены для погрузки/выгрузки и транспортировки специальных сменных кузовов (контейнеров) вместимость от 24 до 34 куб.м. Здесь представлена модель МАЗ-6950C5 с крюковым погрузчиком Palfinger PH T20Pi.57 производства российской компании “Велмаш-С”. Спецавтомобиль способен работать со сменными контейнерами весом до 17.200 кг (на фото – 34-кубовый кузов “Могилевтрансмаша”). Базовое шасси – МАЗ-6312C5 с двигателем ЯМЗ-53603 мощностью 328 л.с. Полная масса – 32.800 кг.

Есть в линейке Минского автозавода и более мощная модель – МАЗ-6950C9 на базе шасси МАЗ-6312C9 с 420-сильным двигателем ЯМЗ-653.

День сегодняшний

Как повлияла на “Могилевтрансмаш” санкционная политика Евросоюза и США? По нашей информации, завод работает стабильно – заказов получено на несколько месяцев вперед. Это не только мусоровозы – спросом пользуются самосвалы и сортиментовозы, прицепная техника, автокраны. Основные покупатели – традиционно в Беларуси и России. Но продукция “Могилевтрансмаша” может быть интересна и в других регионах. В прошлом году, например, МАЗ поставил партию мощных автокранов КС-6573BY грузоподъемностью 40 тонн во Вьетнам.

Меню