ВЧЕРА – СТУДЕНТ, СЕГОДНЯ – РАБОТНИК МАЗА

Минский автомобильный завод — предприятие известное. Трудоустройство сюда — гарантия не только интересной и нужной для экономики страны работы, но и собственного материального благополучия. Вот почему проходная МАЗа — мечта для многих выпускников колледжей, вузов. В прошлом году на предприятие трудоустроились 554 молодых специалиста. В нынешнем ожидается, что на завод придет еще больше перспективных ребят-профессионалов. Насколько сложно сменить студенческую скамью на заводской цех и что ожидает ребят на первом рабочем месте? Корреспонденты «Р» изучили вопрос, расспросив трех молодых работников МАЗа, у которых процесс адаптации уже позади. 

Все получится!


Направляемся в цех сварки и окраски кабин — там трудится электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах Максим Петров. В этом году он с повышенным разрядом окончил Минский государственный профессиональный лицей № 9 автомобилестроения.


— Четвертый разряд получил за то, что хорошо показал себя на практике еще во время учебы. Много работал, ничего не прогуливал и выполнял все необходимые задания в срок. Хотел, чтобы моя квалификация была выше: повышенный разряд позволяет делать более сложную и интересную работу, а также получать за свой труд хорошие деньги, — рассказывает Максим. — Считаю профессию сварщика прибыльной. 

Сегодня рабочий день Максима начался в 07:00. В 11 часов — обед, а дальше — работа до 15:20. 

— Чаще тружусь во вторую смену, которая длится до 23:45, — продолжает наш собеседник. — Здесь занимаюсь сборкой дверей будущей кабины, после этого ее обвариваю. Коллеги по цеху и мой наставник помогают разбираться с нюансами работы. Но уже очень многое делаю самостоятельно. 




Наставник Максима Дмитрий Завадский начинал свой путь в 2006-м электросварщиком. На этой должности трудился до конца прошлого года, а затем стал мастером участка сборки и окраски машины. В 2022-м ему предложили попробовать себя в качестве наставника, Максим — его первый ученик. Интересуюсь мнением профессионала об успехах молодого работника: 

— Максим старается трудиться хорошо, — сразу отмечает Дмитрий. — Заметил, что ему сейчас не хватает скорости в работе. Например, специалисты, которые давно у нас трудятся, могут на автомате работать быстрее, и при этом качество от этого не страдает. Но это дело наживное. Уверен: у парня все получится!

Опыт — сын ошибок трудных


Переходим в аккредитованную лабораторию по охране труда, где на основании замеров инженеров-лаборантов производится оценка рабочих мест завода. Екатерина Кураш в прошлом году окончила Белорусский национальный технологический университет и трудоустроилась на МАЗ инженером-лаборантом. Освоиться на новом месте ей помогает опытный наставник, инженер-лаборант II категории Людмила Степаненко: 

— Катя к нам попала в то время, когда мы проводили аттестацию рабочих мест. Это серьезные замеры без права на ошибку, которые выполняются раз в пять лет. У нее не было времени на раскачку, приходилось сразу много учиться. Однако Катя справилась. Иногда вместе оставались после работы, чтобы учить ГОСТы, санитарные нормы. Наше рабочее место там, где трудятся люди. Для того чтобы сделать необходимые замеры, спускались в шахту, окрасочную камеру, литейный цех и не только. 

Сегодня Екатерина уже четко знает алгоритмы своей работы:

— После того как сделали замеры, возвращаемся обратно в лабораторию, чтобы провести анализы, по результатам которых выдаем протокол с результатами и направляемся делать новые замеры уже в следующем цеху. Так как мы — аккредитованная лаборатория, нужно придерживаться нашего главного стандарта ГОСТ ISO 17025 2019 года со многими требованиями, которые обязательно следует соблюсти. 




За год девушка вполне освоилась на рабочем месте: 

— Первые два месяца у меня было много ошибок, но с каждым разом их становилось меньше. Все же опыт играет большую роль. 

У Екатерины, помимо работы, есть время и на содержательный досуг. Девушка участвует в Минской волейбольной лиге. 

— Часто Катя занимает призовые места, — отмечает ее наставник. — Однажды мой руководитель поинтересовался, не отражается ли это на качестве ее труда. Ни в коем случае! У Кати спорт идет не в ущерб работе, а еще и дает ей дополнительную подпитку. 

— Для меня спорт — это больше, чем хобби, — признается молодой специалист. — Не пропустила ни одного соревнования по волейболу. Тренируюсь один раз в неделю, чувствую себя великолепно. 

Верный выбор


После окончания в 2020 году Белорусского национального технического университета Сергей Кижапкин пришел на завод технологом в литейный цех. Спустя полгода перевелся в заводоуправление и стал заниматься закупкой листового металлопроката. В начале августа Сергей продлил контракт еще на год уже как обычный сотрудник: 




— С третьего курса во время производственной практики работал на Минском автомобильном заводе, а затем руководство завода предложило трудоустроиться. Сейчас тружусь заместителем начальника отдела листового проката. У меня даже не было сомнений по поводу того, оставаться дальше работать на заводе или нет. На МАЗе меня устраивает все — начиная от должностных обязанностей и заканчивая зарплатой. Я не из Минска, поэтому мне предоставили жилье, что также является дополнительным бонусом. Кстати, на заводе работает моя сестра — она и посоветовала трудоустроиться на МАЗ. 

Коммуникация с крупными производителями металла дает возможность Сергею учиться и совершенствовать навыки общения: 

— Если вспомнить меня сразу после окончания университета и сейчас, то вижу огромную разницу. В профессии помогает осваиваться Ирина Ивановская, куратор и начальник отдела листового проката. Работа учит адаптироваться к новым условиям: важно найти точки соприкосновения с нашими поставщиками и обеспечить наше производство металлопродуктом. 

КСТАТИ

МАЗ — предприятие полного производственного цикла. С конвейера завода сходят седельные тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различного спецоборудования. Всего более 500 моделей и 3000 модификаций. С 1992 года Минский автомобильный завод выпускает пассажирскую технику: городские, междугородние, туристические и специальные автобусы. 

Начальник управления кадров МАЗа Олег СОБОЛЬ:




— Для молодых работников у нас предусмотрена система материального поощрения: 100 рублей платим ежемесячно в зависимости от отработанного времени. Поощряем не только молодых специалистов, но и тех, кто обучался за собственные средства и пришел к нам работать. Практика показывает, что иногда такие работники даже более мотивированы у нас трудиться, поэтому мы их тоже подключили к системе выплаты бонусов. Сроки выплаты приравниваются ко времени обязательной работы по распределению: в зависимости от полученного образования — один или два года. 

Помимо этого, если молодой специалист после окончания распределения планирует продолжить сотрудничать с заводом и заключает контракт на максимальный срок в пределах пятилетнего срока его действия, то за каждый год трудовых отношений ему единовременно выплачиваем тысячу рублей. 

Иногородним предоставляем благоустроенное общежитие. Всех молодых специалистов на протяжении первых трех месяцев работы сопровождает наставник.

У нас возможен карьерный рост, и он зависит от качества работы сотрудника. Развита система обучения: отправляем специалистов на дополнительные курсы, которые оплачивает предприятие. 

Молодые специалисты, заинтересованные в повышении своей заработной платы, должны постоянно обучаться. Время диктует такие условия, что востребован тот сотрудник, который любит учиться и повышать свои профессиональные навыки. 

Самая значимая кузница кадров для завода — БНТУ. Помимо этого, работаем с БГТУ, БГАТУ, БГУ, БГУИР, БРУ. В этом году мы расширили географию сотрудничества. Летом у нас работали 106 молодых ребят из республиканского студенческого отряда. Студотряд был представлен всеми областями страны. И, кстати, многие из них захотели к нам трудоустроиться и связать свою судьбу с МАЗом.

По материалам sb.by

Меню